Я начал ходить в школьный тренажерный зал в 9 классе – если не ошибаюсь, мне тогда было 15.5 лет. Многие ребята начинают раньше на 1-2 года и добиваются удивительных результатов. Но очень многое зависит от генетики, условий жизни и наличия ГРАМОТНОГО тренера. Следует учитывать, что сейчас начали плодиться тренажерные залы, созданные ради прибыли. В них много суперсовременных тренажеров, но редко можно встретить квалифицированного тренера. По имеющейся информации, рекомендации некоторых «тренеров» зачастую бесполезны, а порой и опасны для жизни.
По хорошему, вашему ребенку сейчас следует «прописать» регулярные занятия дома – отжимания на полу, подтягивания на турнике, приседания, в том числе на одной ноге, подъемы туловища, пробежки летом. Можно купить наборные гантели весом килограмм 20 (с запасом). Тренироваться следует 2-3 раза в неделю.
Затем, хорошо было бы найти тяжелоатлетический зал, где сохранились старые спортивные кадры. В таком зале научат правильному выполнению упражнений, покажут, что наиболее эффективно для развития мышц и силы.
Скажите, в каком районе вы живете – возможно вам здесь посоветуют что-нибудь.
Ну, а следующий текст – выдержки из статей различных авторов, переведенные Hugin’ом и представленные на сайте
www.ironmine.narod.ru - очень рекомендуется всем как богатый источник информации.
-------------------------------------------------------
Были времена, когда юный возраст уже сам по себе был пропуском в зал. Считалось, что, мол, если человек молод, то, значит, здоров. Сегодня любой тренер с головой пошлет юного новичка на медосмотр. Из-за плохой экологии подростков с идеальным здоровьем почти не осталось.
Нагрузки должны точно соответствовать общему потенциалу здоровья. Этот потенциал - не резиновый. Попробуете слишком сильно растянуть - порвете, только и всего. Наоборот, как и эластичность связок, этот потенциал надо повышать медленно и постепенно, мелкими шажками, без суеты и спешки. Даже не имея никакого спортивного опыта, из одного чувства здравого смысла вы никому не посоветуете развивать подвижность суставов резкими насильственными движениями до боли и хруста в костях. Между тем в бодибилдинге любители ведут себя именно так. С первого же дня они взваливают на себя непомерную ношу огромного числа упражнений, сетов и повторений. Они жмут, рвут и тянут веса до помидорного цвета лица и надутых височных жил. Что дальше? Перетренированность и остановка результатов. Потом разочарование, а потом - либо стероиды, либо брезгливое забвение бодибилдинга и всего, что с ним связано…
КЕН ЛЯЙСТНЕР
Подростки и тренинг. Часть 1
Несмотря на 15 лет "прогресса" в области силового тренинга, прошедшие после первоначальной публикации этой статьи в 1985 г., никто так и не провёл полноценных исследований о влиянии тренинга на организм подростков. Большинство исследований ограничиваются коротким промежутком времени, что, впрочем, к сожалению, типично для исследований, проводимых в области силового тренинга, и выбор объектов для исследований, продолжительность, время проведения и сохранение чистоты эксперимента заставляет сомневаться в пригодности полученных данных. Я настаиваю на пунктах, изложенных в статье, потому что я - прежде всего родитель, и лишь потом тренер.
Подростки должны тренироваться, все должны тренироваться, но в соответствие со своими способностями и уровнем заинтересованности и без соревновательного элемента, который ведёт к использованию слишком большого веса, потере техники и смещению акцента на наименее важный аспект такого удивительного по своим полезным свойствам вида деятельности, как тренинг.
Я глубоко убеждён, что подростки и дети должны упражняться с прогрессивно увеличивающимися нагрузками. Польза от такого тренинга намного превышает негативные аспекты - при условии, и только при условии, что подростки тренируются правильно. Многие правила правильного тренинга для взрослых не применимы к детям, но если принять меры для того, чтобы не повредить растущий скелет и другие ткани подросткового организма, то силовой тренинг принесёт им пользу.
Каким бы сильным или большим не казался ребёнок, следует помнить, что он физиологически ещё не созрел. Если это учитывается, то можно составить для ребёнка разумную тренировочную программу. Подросткам больше всего пользы принесёт тренинг под руководством знающего тренера. Они могут стать сильнее и улучшить местную мышечную выносливость. Правильные тренировки укрепят соединительную ткань и повысят сопротивляемость травмам. Также может возрасти и гибкость, если упражнения выполнять правильно - по полной амплитуде. Такой тренинг может научить ребят самодисциплине и поднять их мотивацию и научиться радоваться результатам, полученным в результате столь тяжёлой работы.
Чтобы все эти потенциальные плюсы стали реальными, нужно убедиться прежде всего, что атлет понимает, в чём состоит правильная техника в каждом упражнении. Ни при каких обстоятельствах нельзя подросткам позволять заниматься с весом, с которым они могут не могут сделать более 12-ти повторений. Тяжёлые веса могут быть опасны и повредить организму. Подростки должны делать от 15 до 25 повторений. Делать нужно один сет в каждой упражнении, убедившись, что подросток тренируется тяжело, но каждый сет не обязательно должен заканчиваться отказом. Две тренировки в неделю достаточно, особенное если дети и подростки занимаются другими видами деятельности. Две тренировки дадут стимул к росту без опасности перетренированности или утомления. Вопреки энтузиазму родителей, 2 тренировки в неделю более чем достаточны для того, чтобы поддержать на высоте интерес ребёнка к занятиям. Добавьте больше тренировок и вы рискуете, что ребёнку надоест заниматься.
Рекомендуется выполнять полноамплитудные многосуставные движения, особенно отжимания и подтягивания, в которых ребёнок занимается со своим весом. Ради защиты суставов, нельзя делать быстрые, резкие движения. Это касается и взрослых, но особенно важно при тренировках детей. Никогда не позволяйте подросткам делать взятия веса на грудь и олимпийские движения, а также любые упражнения с читингом. Таким упражнениям не место в программе для детей и они могут принести лишь вред. Я также хотел бы сказать ещё раз, что выступаю против соревнований среди детей. Их суставы и скелетные структуры не должны подвергаться воздействию максимальных весов. Соревнования среди подростков должны служить позитивной цели, но проводиться таким образом, чтобы дети соревновались в том, кто из них сделает больше повторений с весом в процентах от веса тела. Такой подход является более безопасным и, тем не менее, поддерживает на высоте интерес подростков к соревновательной стороне силового тренинга.
КЕН ЛЯЙСТНЕР
Подростки и железо. Часть 2.
Эту статью я писал с тяжёлым сердцем и до сих пор мне становится не по себе, когда я вспоминаю её содержание и смысл. Я сам начал тренироваться в 13 лет. Кевина я начал тренировать, когда ему было 12 лет – он постоянно упрашивал меня об этом. Грег начал заниматься в 13 или 14. Из-за многочисленных врождённый физических проблем Сол начал делать лечебную физкультуру ещё в самом своём детстве, но я не могу назвать те занятия силовым тренингом. Он использовал гантели и вес собственного тела. Сола привлекал пауэрлифтинг. Он был единственным ребёнком, которые не мог играть в командных видах спорта, поэтому ему нужен был какой-то выход. Мы согласились, что он будет тренироваться "нормально". В моём дому "тренироваться нормально" обозначает "выполнять приседания в 20-ти повторениях и много повторений в других движениях". Таким образом, я уверен, что Сол – единственный лифтер, который выиграл 2 национальных чемпионата, выполняя 15 повторений в жиме лёжа и становой тяге. За неделю или две до соревнований он "практиковался" с тяжёлым весом в 3-х повторениях, но это всё. Я не думаю, что дети - даже сильные, большие дети – должны поднимать максимальные веса. Ту же пользу от занятий с отягощениями можно получить, выполняя высокое число повторений, без риска травмы.
Несмотря на то, что я люблю пауэрлифтинг, когда дело доходит до соревнований тинэйджеров, мне становится не по себе. Соревнования, разумеется, стимулируют молодых атлетов продолжать тренировки, а спорт постоянно нуждается в притоке свежей крови. К сожалению, как специалист по здоровью, я первым понял, что тинейджерам в пауэрлифтинге не место.
Скелет подростка сильно предрасположен к травмам, в первую очередь вследствие активно растущих костей, особенно в позвоночнике. Это – то место, где хрящевая ткань превращается в твёрдую, костную ткань. Повреждение этих тканей тогда, когда подросток ещё растёт, может привести к неправильному развитию позвоночного столба и возможным отклонениям в его развитии. Соревновательный пауэрлифтинг или приседания с максимальными тяжёлыми весами даёт ненужную нагрузку на растущие ткани, что может со временем привести к их повреждению. Синглы в становой тяге, помимо того, что они дают колоссальную нагрузку на неокрепшие мышцы и соединительные ткани, представляют собой угрозу для недозревших костных тканей.
Польза от приседаний огромна, но она нисколько не уменьшится, если вы будете выполнять приседания в сетах из 15-20 повторений. Вопреки устоявшимся в зале мифам, мультиповторения в приседаниях приводят к колоссальному росту силы, стимулируют рост мышечной массы в главных мышечных группах нижней части тела, стимулируют общий рост тела и фантастически улучшают сердечно-дыхательный аппарат организма. Доведение сета из 15-20 повторений в приседаниях до момента полного мышечного отказа является самой трудной работой, которую можно придумать в атлетическом зале. И, тем не менее, эта работа намного безопасней, чем даже умеренной тяжёлые сеты, состоящие из одного, двух или трех повторений. Сеты из мультиповторений заметно снижают силы, разрушительно действующие на соединительные ткани низа спины, а также силы, сжимающие костные структуры.
Соревнования среди тинэйджеров приводят к тому, что молодые, несозревшие атлеты получают стимул к поднятию весов, которые потенциально опасны для них. Соревнования среди тинэйджеров следовало бы запретить вообще, либо заставлять молодых атлетов соревноваться, скажем, в приседаниях не в одном максимальном повторении, а в максимальном количестве повторений.
Я поддерживаю Микки Квайтковски, тренера команды в американский футбол из университета Хофстра, нашедшего очень удачную программу. На межсезонных тренировках Микки тестирует своих тинэйджеров в разных движениях. Но у Микки хватает ума заставлять их приседать с заранее определённым весом на 10 или более повторений, вместо того, чтобы заставить их делать сеты из одного, двух или трех повторений. Как демонстрация силы в сетах из низкого числа повторений, так и тренинг, необходимый для правильной демонстрации такой силы, являются крайне опасными мероприятиями, подвергающими игроков потенциальной травме и, самое важное, совершенно ненужными при подготовке игроков. Приседание, вероятно, является самым продуктивным из всех упражнений, придуманных человеком, но только при условии его разумного выполнения.