> У-у-у куда ж тебя дурочку занесло. Насколько я помню, динитрофенол это пестицид. Был запрещён из за его высокой токсичности для человека.
Вот, нашёл:
ТОКСИКОЛОГИЯ ПЕСТИЦИДОВ УДК 615.9:632.95 - 08 ТОКСИКОЛОГИЯ ДИНИТРОФЕНОЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ЛЕЧЕНИЕ ВЫЗВАННЫХ ИМИ ОТРАВЛЕНИЙ (обзор) Д.С. Кравец, Е.Л. Левицкий, д.б.н., Е.В. Сичанова, к.м.н. Луганский государственный медицинский университет, Луганск Институт фармакологии и токсикологии АМН Украины, Киев В настоящее время в сельском хозяйстве широко применяется большое количество пестицидов для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями культурных растений.
Предпочтение отдается соединениям, обладающим универсальным пестицидным действием. Такими свойствами обладают 2,4-динитропроизводные фенола (динитрофенолы) [1]. Универсальность их действия заключается в том, что они обладают выраженным гербицидным, акарицидным, фунгицидным, инсектицидным и дефолиантным эффектами [1, 2].
По токсичности для теплокровных [1-3] пестициды динитрофенольного ряда, в соответствии с классификацией Л.И. Медведя [4], относятся к группам сильнодействующих и высокотоксичных веществ, обладающих способностью к материальной и функциональной кумуляции. Согласно ГОСТ 12.1.007-76, ДНОК - очень опасное (I класс опасности) соединение для человека; 2,4- ДНФ и диносеб также являются пестицидами того же класса опасности для человека, а акрекс относится ко II классу (высокоопасное вещество) [4, 5].
В мировой литературе имеются многочисленные, хотя и несистематизированные сведения о токсичности динитрофенольных соединений при поступлении их в организм теплокровных через рот, органы дыхания, кожу и слизистые оболочки. В эксперименте получены данные о степени токсичности динитрофенолов для мышей, крыс и человека при пероральном введении [6].
Клиническая картина пероральной интоксикации экспериментальных животных динитрофенолами в изоэффективных дозах во многом обусловлена механизмом их токсического действия и характеризуется вялостью, одышкой, слюнотечением, слизистым отделяемым из носа, тремором, атаксией и судорогами.
При этом имеет место учащенное и затрудненное дыхание, а также значительное повышение температуры тела [2]. При пероральном введении ДНОК в дозе, соответствующей ЛД50, первые признаки интоксикации развиваются уже через 5 мин после введения препарата, максимальная гибель животных наблюдается уже в первые 3 часа. Если животное пережило острую интоксикацию в течение первых 6 ч от момента введения яда, то быстро наступает улучшение общего состояния [7].
При попадании ДНОК на кожу раздражающего действия не выявлено, но развивается общая интоксикация в результате быстрого всасывания вещества в кровь [8].
Одно- и многократное поступление динитрофенолов в организм теплокровных животных приводит к глубоким и подчас необратимым морфологическим изменениям практически всех внутренних органов и головного мозга [9]. Комплексное морфологическое исследование, включающее данные электронной микроскопии и ультраструктурометрического анализа, выявило деструктивные изменения мембран ядра, митохондрий [10], гладкого и гранулярного эндоплазматического ретикулума гепатоцитов, которые формируются в ранние (через 30 мин) сроки интоксикации и находятся в прямой зависимости от
степени токсичности динитрофенолов [10, 11]. Генерализованное нарушение мембранных структур клетки, вплоть до появления миелиновых фигур, наиболее выражены через 6 ч после поступления ксенобиотиков в организм животных [12]. Еще в 70-е годы Е.Н. Буркацкая [2] показала, что механизм токсического действия пестицидов динитрофенольного ряда обусловлен разобщением окислительного фосфорилирования. Это обусловлено протонофорными свойствами динитрофенолов [13].
Подавление эстерификации неорганического фосфора при этих интоксикациях также способствует снижению синтеза макроэргов [13, 14], что приводит к активации клеточного дыхания и уменьшению потенциала мембраны митохондрий [15]. В результате угнетения активности АТФ-азы [16] и связанным с этим уменьшением использования энергии макроэргами, происходит резкое повышение температуры тела [15, 17].
В литературе [17, 18] накоплено значительное количество сведений о влиянии динитрофенолов на функциональное состояние жизненно важных органов и систем организма. Так, 2,4-ДНФ и его алкилпроизводные вызывают "тепловой взрыв", который способен потенцировать калоригенный эффект катехоламинов [13]. Уже в первые минуты интоксикации наблюдается повышение скорости кровотока с одновременным снижением напряжения кислорода в тканях.
Ряд авторов [17, 18] указывает на значительные изменения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма: нарушение сердечного ритма, снижение сократительной способности миокарда, тахикардия, гипертензия, тахипноэ. Усиление функции внешнего дыхания у животных под воздействием динитрофенолов отдельными авторами [19] расценивается как компенсация недостаточной продукции макроэргов в результате резкого угнетения процесса окислительного фосфорилирования [20, 21].
Наблюдается также уменьшение содержания в тканях некоторых аминокислот (глутаминовая и аспарагиновая), непосредственно связанных с циклом трикарбоновых кислот [21, 22]. Bordas E., Zeil A. [23] обнаружили глобулярные, тубулярные и интерстициальные изменения в почках, дистрофические нарушения в коре надпочечников у крыс, которым ежедневно в течение 90 дней вводили внутрь диносеб в дозе, соответствующей 1/10 ЛД50.
Одновременно были обнаружены разнонаправленные изменения содержания калия и магния в сыворотке крови и органах [24]. Повышение содержания натрия в плазме крови и внутренних органах приводит к увеличению содержания внеклеточной и уменьшению внутриклеточной воды, чем объясняются клинические симптомы отравления, характерные для гипернатриемии [25, 26]. В литературе имеются данные [27-30] о гемато- и гепатотоксичности ДНОК, полученные на культурах гепатоцитов и кроветворных клеток костного мозга крыс.
Пестицид в концентрации 200 мг/кг при инкубации 7-14 дней вызывает разрушение клеток или блокаду митозов. Влияние динитрофенольных соединений на белковый обмен заключается в торможении синтеза белка и других реакций метаболизма [27, 31]. Количество a,b,g- глобулинов изменяется неодинаково [31].
Разнонаправленные изменения ряда биохимических показателей в условиях интоксикации различными представителями динитрофенолов требуют особого внимания исследователей при изыскании и разработке новых путей патогенетической терапии. Уже на ранних стадиях интоксикации активность трансаминаз, альдолазы, пероксидазы в сыворотке крови изменяется также разнонаправлено - трансаминаз и альдолаз повышается, а каталазы и пероксидазы, напротив, - снижается [28].
Результаты исследований других авторов [13, 31] доказывают мембраноповреждающее действие ДНОК на гепатоциты. Гибель печеночных клеток [32] происходит из-за истощения внутриклеточного глутатиона и не связана с внутриклеточным увеличением [Са2+] [33].
По данным [32, 34], разобщение окислительного фосфорилирования и набухание митохондрий, имеющие место при ДНОК-интоксикации, могут быть также и следствием действия продуктов распада липидных перекисей, в частности, продуктов окисления ненасыщенных жирных кислот, содержание которых повышается [13, 29].
Так, уровень первичных и вторичных продуктов ПОЛ в первые 0,5 ч интоксикации изменяется преимущественно за счет накопления первичных (диеновые конъюгаты и гидроперекиси) продуктов ПОЛ с последующим интенсивным образованием ТБК-продуктов [28, 32]. Продукты ПОЛ обладают выраженным повреждающим действием на структурно-функциональное состояние биомембран, изменяя их состав, проницаемость, активность мембраносвязанных ферментов [30, 35, 36].
Методом ЭПР-спектрометрии [7, 22] установлено, что интоксикация динитрофенолами вызывает существенное снижение содержания мембраносвязанных железосульфопротеидных комплексов митохондрий, свободных радикалов, а также цитохром-с-оксидазы и цитохрома Р-450 с одновременным образованием нитрозильных комплексов железа в печени.
Показано также [7, 21, 27] изменение пула основных компонентов аденилнуклеотидной и никотинамидной систем, что приводит к резкому нарушению энергетического гомеостаза и угнетению функционирования естественных путей детоксикации организма. Изменения со стороны крови при интоксикации динитрофенолами характеризуется существенным ускорением СОЭ, уменьшением содержания эритроцитов и гемоглобина, лейкоцитозом [8, 35]. Данные литературы об отдаленных последствиях действия динитрофенольных пестицидов разрознены и немногочисленны. Исследованиями Hrelia c соавт.
[37] показано, что действие ДНОК на различные штаммы S. typhimurium в присутствии или отсутствии метаболической активации вызывает увеличение частоты ревертантов, не зависящее от уровня воздействия и дозы. Инкубирование ДНОК со штаммом Д7 Saccharomyces cerevisiae повышает частоту митотических рекомбинаций.
Введение ДНОК в дозах 80-25 % от ЛД50 крысам вызывает увеличение частоты хромосомных аберраций в клетках костного мозга животных обоего пола, пропорциональное введенной дозе и наиболее выраженное через 24 ч после введения яда. Аберрации индуцировали 2,4-динитрофенолом и на культурах человеческих клеток (ТК6, Nal) [38]. Имеются сведения об эмбриотропном [39] и тератогенном действиях 2,4-динитрофенола и его производных в зависимости от качества получаемого крысами рациона [39, 40].
Сообщается о снижении общего количества сперматозоидов и небольшом увеличении содержания атипичных форм в семенниках крыс под действием диносеба [7]. Изучение процессов токсикокинетики имеет большое значение для решения вопросов диагностики, профилактики и терапии интоксикаций. У экспериментальных животных ДНОК быстро всасывается при поступлении через дыхательные пути, пищевой канал и кожу.
В соответствии с данными [41], одной из основных реакций первой фазы биотрансформации динитрофенолов является восстановление одной или двух нитрогрупп до аминогрупп, что следует рассматривать как один из путей детоксикации соединений в условиях организма.
Результаты исследований [41] показали, что мишенью реакций окисления ДНОК могут быть метильные группы, которые содержатся в бензольном ядре соединения и гидроксилируются с дальнейшим окислением соответствующего карбинола в кислоту с последующей конъюгацией с глюкуроновой кислотой. Наряду с метильными группами гидроксилированию подвергаются другие алкильные цепи динитрофенольных соединений. Это положение в равной степени относится и к изобутильному радикалу диносеба [42].
Весьма важным как в теоретическом, так и практическом отношениях следует считать получение экспериментального доказательства того, что монооксигеназная система печени принимает участие в метаболизме не только липид-, но и водорастворимых динитрофенольных пестицидов [43]. Исследованы продукты биотрансформации диносеба в моче крыс. Метаболиты данного пестицида обнаружены в кишечнике крыс. Это свидетельствует о том, что динитрофенолы выводятся из организма как с мочой, так и с жёлчью [7, 44, 45].
Естественным механизмом защиты организма от воздействия динитрофенольных соединений в процессе их биотранспорта является обратимое комплексообразование с сывороточным альбумином, включающее элементы распознавания яда рецепторными участками молекулы белка и её конформационной адаптации на уровне третичной структуры [37, 43, 46-48].
Авторами цитируемых работ установлено, что процесс взаимодействия динитрофенолов с сывороточным альбумином - эволюционно обусловленная функция белка, достигающая наибольшего совершенства у млекопитающих. Сродство динитрофенолов к альбумину нарастает по мере увеличения их токсичности.
Нелинейность данной зависимости обусловлена особенностями строения алкильных радикалов, затрудняющих конформационную адаптацию белка к пестицидам этой группы и, соответственно, снижающих аффинитет комплексообразования. Та же закономерность наблюдается в процессе метаболизма акрекса в диносеб [48]. В литературе описано много случаев, в том числе смертельных, отравлений людей в результате попадания динитрофенольных соединений в желудок, через органы дыхания и кожу [11].
Возможно отравление людей на предприятиях по производству динитрофенолов при несоблюдении правил техники безопасности, при аварийных и других экстремальных ситуациях, при применении пестицидов в сельском хозяйстве, в результате приема внутрь по ошибке, а также с суицидальной целью [2, 49]. Клиническая картина интоксикации людей различными динитрофенолами сходна, что объясняется во многом однотипностью механизма их токсического действия.
Острая интоксикация динитрофенольными пестицидами сопровождается следующими клиническими признаками: головной болью, общей слабостью, тошнотой, рвотой, болями в животе, резким повышением температуры тела до 40,5 С, учащением дыхания, сердцебиением до 130 уд. в 1 мин, гиперемией кожных покровов, сменяющейся цианозом, профузным потоотделением, слюнотечением, гипотонией [6]. По мере развития интоксикации отмечается чувство стеснения в груди, повышение температуры тела до критического уровня, сонливость, звон в ушах
, нарушение остроты зрения, двигательное возбуждение, возможны бред, невралгические боли и даже судорожные приступы. Характерно быстрое нарастание клинических симптомов и смерть в ближайшие часы после появления первых признаков интоксикации. Мгновенно развивается трупное окоченение, которое является типичным признаком при интоксикации химическими соединениями, в основе механизма действия которых лежит разобщение окислительного фосфорилирования [50].
Клиника хронической интоксикации веществами данной группы пестицидов характеризуется нарушениями функций нервной системы и желудочно-кишечного тракта, поражением печени по типу токсического гепатита [51]. Часто регистрируется стойкое желтое окрашивание кожи, волос, ногтей, конъюнктивы, что обусловлено физико-химическими свойствами динитрофенолов, а также билирубинемией [49, 51, 52].
Данные лабораторных исследований у лиц, подвергшихся воздействию динитрофенолов, указывают на повышение содержания сахара в крови, альбуминурию, гематурию, глюкозурию, повышение активности аминотрансфераз, альдолазы, фосфатазы, общей лактатдегидрогеназы, фазовые сдвиги, чаще в сторону снижения, активности каталазы и пероксидазы, увеличение уровня липопротеидов, фосфолипидов, повышение количества молочной и пировиноградной кислот, а также билирубина в крови и нарушение водно-электролитного обмена [49, 51, 52].
При периодических медицинских осмотрах лиц, контактирующих с динитрофенолами в условиях промышленного производства или применения в сельском хозяйстве, рекомендуется проводить общий анализ крови и мочи, определять содержание пестицидов в них [49], контролировать массу тела. В период интенсивной работы - определять частоту пульса и дыхания, измерять температуру тела [53].
Таким образом, данные литературы указывают на многогранность клинической картины острой и хронической интоксикации динитрофенолами, что свидетельствует о политропности их токсического действия, в основе механизма которого, как уже отмечалось, лежат процессы разобщения окислительного фосфорилирования.