П.А. Воробьев Отдел стандартизации в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М Сеченова
"Мы живем в эпоху вакханалии биологических добавок, антиоксидантов, циркониевых браслетов, гадания на высушенных биологических жидкостях, гемокода, квантовых приборов лечения всего, выдуманных болезней и других суррогатов медицины .
Неффективные лекарства
Раувольфия
Ноотропы
Вытяжки из крови скота - церебролизин, актовегин, солкосерил, румалон, гемостимулин
Комплексные витамины и минералы
Ангиопротекторы
Антиоксиданты
<Метаболические средства> - предуктал
Опасные лекарства
Широко доступные лекарства, изъятые с рынков других стран с сильной регламентирующей политикой:
Анальгин и его производные (пентальгин, баралгин)
Барбитураты (корвалол, валокордин)
Многие НПВС высоко токсичны и должны быть изъяты (индометацин)
Поиски философского камня, эликсира жизни, молодильного яблока, чудесного напитка долголетия, как и универсального метода диагностики нужно закончить и перейти к решению реальных и решаемых задач профилактики и лечения, диагностики и реабилитации"
Ученые установили, что коровье бешенство в состоянии передаваться посредством нейрохирургических операций или трансплантации, а также через донорскую кровь. Поэтому ряд стран, в том числе Франция, Германия, Италия, Австралия, Новая Зеландия и Америка, решили отказаться от донорской крови, которую сдали те, кто проживал в странах Западной Европы с 1980 года. А в 1999 году США отказались от донорской крови тех, кто жил на Британских островах больше шести месяцев. Сегодня в категорию опасных доноров включены все, кто просто путешествовал по странам Западной Европы в последние 20 лет. Также ученые предполагают, что возбудители болезни Крейтцфельда-Якоба могут скрываться в жирах и желатине, которые используют для приготовления различных кондитерских изделий и сладостей. Не исключается, что зараза не обошла и косметические средства, например, кремы, приготовленные из животного сырья без надлежащего контроля. Но, наверное, самым страшным оказалось то, что болезнь может проникать в организм человека и через лекарства. Сегодня специалисты открыто об этом заявляют. В прошлом году, например, в Женеве состоялась научная конференция по прионным заболеваниям, основное внимание на которой уделялось распространению заболевания именно через медикаменты. Увы, препараты, призванные помочь человеку справиться с болезнью, оказались сами источниками заразы.
Подхватить патогенный белок можно с рядом лекарственных препаратов, содержащими вещества мозговой ткани убойного скота, гормонами, изготовляемыми из гипофиза человека, в том числе гормоном роста. Кстати, гормоном роста человека с середины 1970-х годов во Франции лечили отстающих в росте детей. 50 из них за короткое время погибли от болезни Крейтцфельда-Якоба. Такая же трагедия разыгралась в Австралии и Новой Зеландии, где более двух тысяч человек пролечились гормонами из человеческих тканей по специальной государственной программе. Это были женщины, страдающие бесплодием, и дети с отставанием в росте. Программа была приостановлена после того, как от болезни Крейтцфельда-Якоба умерло несколько человек. Причем некоторые из погибших лечились гормоном роста до 1977 года. У них инкубационный период растянулся на 20 лет. В результате во многих странах естественный гормон роста заменили на искусственный.
Кроме того, в черный список попадают и лекарства, полученные из сыворотки телячьей крови. Поскольку гарантии в том, что они не содержат ядовитый белок, тоже никакой нет. Подобные препараты стали рассматриваться как объекты, которые теоретически могут быть заражены прионными инфекциями, а посему продажа лекарств, для которых не установлено точное происхождение субстанций, получаемых из органов и тканей крупного рогатого скота, была запрещена в большинстве цивилизованных стран. В том числе в ряде стран СНГ. Меры, запрещающие ввоз импортных медикаментов, изготовленных на основе тканей и органов жвачных животных, приняли, например, Украина (Постановление Главного государственного санитарного врача Украины № 54 <О защите населения территорий Украины от губчатой энцефалопатии и предотвращении распространения прионных инфекций>) и Белоруссия (Постановление Главного санитарного врача Республики Беларусь №20 <О мерах по предупреждению заболеваемости людей новым вариантом болезни Крейтцфельда-Якоба>).
Что же касается России, то Постановление №15 <О мерах по предупреждению распространения болезни Крейтцфельда-Якоба на территории Российской Федерации> от 15 декабря 2000 года, к сожалению, медикаментов коснулось лишь частично: Управлению Государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России было предписано <рассмотреть вопрос о прекращении регистрации, перерегистрации и исключения> из <Государственного реестра лекарственных средств> только препаратов, производимых из гипофиза человека. Впрочем, кое-какие меры в отношении препаратов, получаемых из разных частей скота, все-таки были предприняты. Так, еще в 1998 и 1999 гг. по настоянию Фармакологического государственного комитета РФ был запрещен ряд лекарственных препаратов. В их числе - кортикотропин, цинк-кортикотропина суспензия, адиурекрин, гифотоцин, лактин для инъекций, питуитрин для инъекций. Под запрет попали и некоторые БАДы (то есть биологически активные добавки к пище). Однако, несмотря на это, часть медикаментов участи вышеперечисленных препаратов избежала. Так на Российском рынке и поныне имеют хождение отдельные виды инсулина, солкосерил и актовегин. Последнее лекарство вызывает особую озабоченность немалого числа специалистов, так как этот препарат входит в десятку ведущих торговых марок по объему аптечных продаж наряду с такими популярными лекарствами, как но-шпа и эссенциале и виагра.
Препарат актовегин производится в Австрии (г. Линц), то есть в одной из стран, входящих в <группу риска>. Но самое главное - существуют документы, свидетельствующие о том, что определенная часть субстанции этого препарата была произведена в 97-98-м годах из сыворотки крови немецких и австрийских коров, которые еще не были проверены на <коровье бешенство>. Значит, есть реальная опасность, что лекарство может быть заражено. Но, несмотря на это, актовегин был привезен в Россию и пущен в продажу. Сегодня ежегодная прибыль от его продаж составляет около $25 млн. Деньги огромные, а посему на сомнительность происхождения препарата заинтересованные лица предпочли не обратить внимание. Впрочем, в связи с информацией о возможной угрозе заражения прионовыми заболеваниями в город Линц, на предприятие, производящее лекарство, была организована инспекционная поездка членов специализированной комиссии при фармацевтическом комитете Минздрава России по препаратам, применяемым в неврологии. Однако инспекция производства носила формальный характер: помимо ознакомления с технологическим процессом, членам делегации по линии туристической компании была организована развлекательная программа. В результате стопроцентная безопасность препарата так и не была подтверждена.
Поскольку полностью исключить опасность заражения нельзя, то было бы правильнее подстраховаться - как говорится, береженого Бог бережет. Тем более, что уж слишком широко актовегин у нас применяется. Препарат используют для скорейшего заживления ран, в гинекологии, применяют при беременности для улучшения кровообращения в плаценте, при метаболических и сосудистых нарушениях головного мозга (в т.ч. при синдроме церебральной недостаточности, ишемических инсультах и черепно-мозговых травмах) и т.п.
Однако от лекарства вполне можно отказаться безо всякого ущерба для здоровья граждан. Все утверждения представителей некоторых фармакологических компаний, что запрет подобных медикаментов может вызвать сложности в лечении больных, просто несостоятельны.